Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ГКДОУ "Детский сад № 394 Г.О. Донецк" ДНР специально оборудованный кабинет для инвалидов - отсутствует.
Имеется специально оборудованный логопедический кабинет для лиц с ОВЗ.
Объекты для проведения практических занятий
Объекта для проведения практических занятий с инвалидами отсутствует.
Для проведения практических занятий лиц с ОВЗ оборудован логопедический кабинет
Библиотека
В детском саду отдельного помещения библиотеки нет, литература находится в методическом кабинете . Кабинет укомплектован учебно-методическими пособиями, справочными изданиями, детской художественной литературой.
Спортивные объекты
На территории детского сада имеется спортивная площадка и музыкальный зал, которые могут быть использованы в том числе и детьми-инвалидами, и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в соответствии с ФГОС
В соответствии с новыми федеральными государственными стандартами развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».
Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете дошкольного учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.
Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Цели и задачи логопедического кабинета
Цель: своевременное выявление и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Задачи
1.1. Обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
1.2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
1.3. Коррекционно-педагогическая работа логопеда в ДОУ.
Работа логопеда предполагает:
• коррекцию речевых нарушений;
• развитие речи;
• формирование процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, моторики;
• совершенствование интеллектуально-познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных функций;
• подготовку к обучению грамоте;
• использование компьютерных развивающих и речевых игр.
Оснащение логопедического кабинета
Настенное зеркало – 1 шт.
Детские столы – 3 шт.
Детские стулья – 6 шт.
Стол для логопеда – 1 шт.
Стул для логопеда – 1 шт.
Шкафы для пособий –2 шт.
Зоны логопедического кабинета
1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: стол, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.
2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с детьми. Оборудование: столы, стулья, доска, индивидуальные зеркала.
3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.
4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер.
Разделы учебно-дидактического материала
1. Логопедического обследование:
— Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) Крупенчук О.И.
2. Коррекция мимики, артикуляционной моторики и звукопроизношения:
— артикуляционная гимнастика в картинках;
— набор зондозаменителей;
— стерильные медицинские деревянные шпатели;
— бумажные салфетки;
— индивидуальные зеркала;
— картинки слов с различными звуками;
— картотека слов для автоматизации звуков;
— картотека слов для дифференциации звуков;
3. Развитие речевого дыхания:
— игрушки «Вертушки»;
— зондозаменители «Диск»;
— «Воздушный футбол» (авторское пособие);
— одноразовые трубочки;
— различные лёгкие предметы для сдувания;
— мыльные пузыри;
4. Развитие мелкой моторики рук:
— резиновые массажные шарики;
— массажные шарики Су-Джок;
— шнуровки плоскостные;
— шнуровки объёмные;
— развивающая пирамида;
— «Весёлый башмачок»;
— Пальчиковый тренажер "Топотуша Слоненок"
— бусины и верёвочка для нанизывания;
— счётные палочки и карточки с рисунками;
— мозаика;
— разрезные картинки;
— пальчиковый театр;
5. Формирование лексико-грамматического строя, словаря и связной речи:
— сюжетные картинки;
— серии сюжетных картинок;
— предметные картинки на подбор антонимов;
— предметные картинки на подбор синонимов;
— предметные картинки слов-действий;
— предметные картинки слов-признаков;
— многозначные слова;
— множественное число «один – много»;
— схемы для составления описательных рассказов;
— картинки для словообразования;
— картинки слов различной слоговой структуры;
— набор предметных картинок на образование названий детенышей животных;
— набор предметных картинок на образование относительных прилагательных;
— набор предметных картинок на образование притяжательных прилагательных;
— набор сюжетных картинок на образование приставочных глаголов;
— набор карточек для упражнений в употреблении предлогов;
— папки с картинным материалом по лексическим темам:
6. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем):
— набор звучащих предметов (погремушки, бубен, свисток, колокольчик);
— картотека слов, близких по звуковому составу.
7. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза и обучение грамоте:
— пособия для проведение звукового анализа;
— слоговые таблицы;
— набор карточек для звукового анализа и синтеза;
— набор предметных картинок на выделение звука из слова.
8. Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления):
— картинная игра «Найди отличия»;
— картинная игра «Четвёртый лишний»;
— дидактическая игра «Чья тень?»;
— лото;
9. Развитие графомоторных навыков, профилактика дисграфии:
— карандаши, ручки;
— трафареты для обводки и штриховки;
— графические диктанты.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности здания ГКДОУ "Детский сад № 394 Г.О. Донецк" ДНР не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют
Специальные условия питания
В ГКДОУ "Детский сад № 394 Г.О. Донецк" ДНР питание - сухой завтрак. Условия питания для детей-инвалидов не предоставляются, создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.
Специальные условия охраны здоровья
Имеется медицинский кабинет. Имеются ростомер, весы, тонометр, холодильник, кушетка и пр. Оборудован изолятор.
В начале и конце учебного года медицинская сестра, педиатр и педагоги проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится профилактическая работа с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
В ГКДОУ не имеется специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ГКДОУ "Детский сад № 394 Г.О. Донецк" ДНР отсутствуют