Помощь в трудной ситуации
Трудная жизненная ситуация — ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д)
Категории социально незащищённых детей
- Дети-инвалиды и с особенностями в развитии
Факторы социального риска
- Медико-социальные: инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей
- Социально-демографические: неполная, многодетная семья.
Ребенок в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников детского сада связано с выявлением факторов социального риска. С семьями детей проводятся беседы, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Также в семьи выходят педагоги с целью выявления семейного неблагополучия
Основной информацией владеет воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия
На что стоит обратить внимание
- Утомленный, сонный вид
- Санитарно-гигиеническая запущенность
- Обмороки, головокружение из-за постоянного недоедания
- Агрессия и импульсивность, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
- Выраженный страх взрослых, проявление тревоги в форме тиков
- Боязнь идти домой
- Жестокое обращении с животными
- Стремление скрыть причину травм
Семья считается неблагополучной, если родители:
- не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей
- не исполняют своих обязанностей по содержанию детей
- отрицательно влияют на их поведение
- жестоко обращаются с детьми
- страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни
- создают конфликтные ситуации, втягивая в них детей
Для профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность сада. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта
Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог формирует и реализует систему комплексной помощи семье в снижении социального неблагополучия
Сколько детей должно быть в многодетной семье
В связи с тем, что Россия многонациональное государство и каждый народ в нем имеет свои культурные особенности, единого для всех регионов определения многодетной семьи у нас не существует.
В Указе главы правительства РФ от 5.05.1992 года №431, сказано, что регионы сами определяют количество детей в семье для квалификации семьи как многодетной.
Практически во всех регионах многодетной семьей считается семья, в которой трое детей и более детей .
Как учитываются взрослые дети
При определении многодетности учитываются не все дети, а только:
— несовершеннолетние (до 18 лет);
— совершеннолетние (до 23 лет) если они проходят срочную службу в ВС РФ или обучающиеся в ВУЗах на очной форме обучения.
Если дети выросли, или переданы на воспитание (в другие семьи или детские учреждения) – они не считаются членами семьи при определении многодетности.
Льготы, предусмотренные для многодетной семьи
Льготы постоянно меняются, их список уточняется и расширяется. Но в целом они направленные на то, чтобы материально облегчить воспитание и обучение детей.